Меню
Бесплатный хостинг Okis.ru

Экстренные телефоны:
Единый телефон спасения МТС Билайн Мегафон
112 112 112
Единый телефон пожарных и спасателей
010101 010
Полиция
020202 020
Скорая помощь
030303 03
Телефон доверия
(3532) 308-999

ОРКСЭ

О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

           Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»– формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

            Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.  Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

 Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками .

           Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

            Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

 §   понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

 §   знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

 §   формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

 §   формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

 §   формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

 §   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

 §   укрепление веры в Россию;

 §  укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

 

 Учебный модуль «Основы православной культуры»

       Россия – наша Родина.

       Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

        Россия – наша Родина.

        Введение в исламску духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

         Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

         Россия – наша Родина.

         Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек вбуддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы.

          Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

              Россия – наша Родина.

              Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.         Праматери еврейского народа.

             Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

  

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

         Россия – наша Родина.

         Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

         Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

 Учебный модуль «Основы светской этики»

           Россия – наша Родина.

           Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. 

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

 Обращение министра образования и науки Российской Федерации к родителям обучающихся

  

Полезные ссылки

 

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 

Нормативные правовые основы курса ОРКСЭ

 Международный уровень

 Всеобщая декларация прав человека

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

 Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений

 Конвенция о правах ребёнка

          Федеральный уровень 

 Поручение президента РФ от 02.08.2009г.и Распоряжение Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г.

 Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009г.

  Конституция Российской Федерации, ст.2, 12, 14, 17, 19, 28, 29.

 Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

 Национальная доктрина образования

 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

 ФГОС начального общего образования (второго поколения)

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

 Приказ Министерства образования и науки РФ  от 01.02.2012 г. № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"

 Комплексный учебный курс ОРКСЭ

 Примерная программа курса ОРКСЭ

 Методическое пособие для работы с родителями

Федеральный закон № 125-ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. N 201)

Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Письмо министерства образования и науки Российской Федерации "О направлении методических материалов ОРКСЭ" от 8.07.2011г.

Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики" от 19.09.2011г. о поэтапном введении с 1.04.2012г. курса ОРКСЭ.

Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики" от 4.10.2011г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ релизиозных культур в Российской Федерации.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 31 января 2012 г. N 69 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 МАРТА 2004 Г. N 1089

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 февраля 2012 г. N 74 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 МАРТА 2004 Г. N 1312


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ

 Региональные документы по ОРКСЭ

 

 

Сотрудники полиции вручили грамоты юным инспекторам дорожного движения

В Новотроицке в торжественной обстановке чествовали отряды юных инспекторов дорожного движения, занявших призовые места в городском слете юных инспекторов дорожного движения и олимпиаде по Правилам дорожного движения.

Победа в конкурсе "Сделаем вместе"

В Новотроицке определены победители третьего грантового конкурса Металлоинвеста «Сделаем вместе!»

Юные инспектора прошли проверку на ура!

Совместными усилиями управления образования, ГИБДД и Станции туризма уже не первый год проводится плодотворная работа в этом направлении.

В канун Дня Победы прошел конкурс стихов «Колокол памяти»

Все дальше вглубь времен уходят события Великой Отечественной войны, все меньше становится ветеранов-участников боев по защите и освобождению нашей страны и Европы от фашистского ига. Но помнить о подвиге народа должны все поколения и помочь в этом может художественное слово, слово, написанное о войне.

Л.Болотская принята в Союз художников России. Ее картины демонстрировались в Лувре. Одна картина подарена и нашей школе.

Людмила Михайловна Болотская стала третьей по счёту новотройчанкой, чьё мастерство оценил Союз художников России. 

<

Счетчик посещений Counter.CO.KZ